Музей - усадьба Абрамцево

 

«Деревня обняла меня, своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею... тишиною и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!»

 

                    С.Т. Аксаков об усадьбе Абрамцево

 

  Главная страница 

Английское описание (EN)

Немецкое описание (DE)

Французское описание (FR)


Деревня Абрамково

О постройке дома

Усадьба при Аксакове

Очарование природой

Друзья и творчество

Уход Аксакова

Усадьба при Мамонтове

Вдохновение

Живопись

Архитектура

Поддержка традиций

Абрамцево в лицах

Контакты музея-заповедника "Абрамцево"

Слово о культуре

Новости

Интересные факты

Карта сайта

 К началу раздела "Интересные факты"     

Талисманы, амулеты и обереги разных стран

      Большинство стран и народов, активно использующих амулеты и талисманы, являются языческими по мировоззрению. Как правило, это отсталые народы, у которых сильна вера в магическое. Очень большую силу и власть здесь имеют местные колдуны. Чаще всего они и занимаются изготовлением амулетов и талисманов. Так, в африканской стране Мозамбик амулетом считается какая-нибудь замысловатая причудливая вещица, врученная человеку колдуном. Просто так амулет не дается.

     Сначала надо «записаться» на прием колдуну, рассказать, что тебя беспокоит, гнетет. Тот внимательно выслушивает всю историю, что-то уточняет, спрашивает, наконец сообщает «диагноз». Как правило, «диагноз» содержит предостережение о том, что кто-то замыслил худое против «больного». Чтобы плохое не осуществилось, колдун вручает визитеру амулет, который нужно бережно хранить.

     Давным-давно в эпоху палеолита (отряд «хомо сапиенс») люди «увлекались» наскальной живописью. Нельзя сказать, что это увлечение носило эстетический характер, скорее у наскальных рисунков была магическая функция. Что рисовали и чего хотели добиться древние люди? Давайте подробно рассмотрим типы рисунков.

     Если рисовали различных животных, то это значило, что человек хотел их покорить, таким образом он боролся со своим инстинктивным страхом перед диким зверем. Когда объектом изображения становились сцены охоты, травли зверя, рыбной ловли и т. д. древний человек хотел приманить себе удачу в делах. Как видно, наскальная живопись выполняла функции талисманов. Говоря точнее, наскальная живопись является не чем иным, как зачатком развития талисманов.

     К эпохе палеолита относятся творения древних мастеров — женские фигурки, которые изображались следующим образом: чрезмерно полные, с ярковыраженными бедрами, грудью, но без лица. Эти изваяния делались без ступней, чтобы их было удобно вставлять в землю. Ученые склонны усматривать в фигурках средоточение магической силы, в частности процесс их установления расценивался древними людьми как надежда обратить на себя внимание богов, заручиться их поддержкой в супружеской жизни. Женские статуэтки (чаще — Венеры) — это не совсем обычный талисман, он гораздо сильнее его, поскольку идет обожествление матери-прародительницы. Таким образом, древний человек ставил этот талисман на всю жизнь и для всей жизни, чтобы она была счастливая, богатая, здоровая.

     В эпоху неолита (4500–3500 гг. до н. э.) женским скульптурам придавалось меньшее значение; точнее говоря, спектр их деятельности немного сузился. Изменился, естественно, и сам облик. Земледельцы воссоздавали женщину в окружении растений, животных. Талисман для беременных изображал будущую мать в положении родов — на корточках. Теперь фигурки ставились дома — для того, чтобы защищать домашний очаг, хранить его тепло. Кроме того, считалось, что эта статуэтка покровительствует беременным и помогает им во время родов. Эти же изваяния можно было выносить в поле, ставить их там. Считалось, что они обеспечивают максимальный сбор урожая и защищают домашних животных от болезней и падежа.

    В седьмом тысячелетии до нашей эры древние мастера лепили глиняных жаб и делали их из камня. Считалось, что эти амулеты предохраняли человека от непогоды.

    Древние римляне верили, что изображение сов может уберечь от сглаза и порчи. Для этой цели римляне вешали у себя в домах панно из мозаики, на которых обязательно были изображены совы.

    Древние иудеи верили в Лилит — существо, которое было сделано из земли раньше Евы, в помощь Адаму. Но Лилит была очень упрямой, она не желала подчиняться Адаму и вскоре убежала из Эдема. Ее побег преследовали три ангела: Семангелаф, Сансанви и Санви. Лилит стала производительницей демонов; конечно, в Эдем она больше не вернулась. Считалось, что она поедает новорожденных мальчиков. Иудейки верили, что ночами Лилит может напасть на детей, поэтому они защищали их следующим образом: вокруг колыбели или кроватки мать очерчивала магический круг-оберег. На дверях писали имена трех ангелов — преследователей Лилит. Чертили углем на полу: «Адам и Ева, но не Лилит».

   В Древнем Риме существовали священные метелки (вспомните веник, которым пользуются русские люди для отпугивания ведьм), которые использовались повивальными бабками в целях отпугивания злых духов. Перед родами повивальная бабка обметала порог дома, где лежала роженица. Вообще метла символизирует уют домашнего очага, поэтому она использовалась для очищения пространства от злых сил.

    В Риме, когда там жил Иисус, верили в стригов. Кто это? Стриги — это очень злые создания, обликом схожие с совой: огромная голова, острые когти и громадный клюв превращали их в омерзительных существ. По преданию, стриги являлись супругами трехглавой Гекаты.

     Стриги занимались тем, что пожирали внутренности маленьких детей, оставленных без присмотра. Именно поэтому возникла необходимость в оберегах, которые бы защищали детей от появления этих демонов. Родители должны были сорвать веточку земляничного дерева, провести ею вдоль двери комнаты, в которой находился ребенок. А у окна надо положить маленькую веточку боярышника колючего. Кроме этого стригов можно было обмануть — подсунуть им внутренности какого-нибудь животного и сказать:

«Стриги, стриги, пощадите моего ребенка! Вот вам животное, принесенное в жертву, оно умрет вместо дитяти».

    В Южной Африке в деревеньках существуют амулеты для всего рода. Около каждого домика в землю втыкаются колышки, рядом кладется несколько деревянных колечек. В изготовлении колечек принимает участие весь род: женщины, мужчины и дети. Дерево для изготовления колец обязательно выбиралось местное. Перед тем как срубить его, все люди просили прощения за то, что вынуждены так поступить для защиты людской. Считается, что подобный амулет спасает все селение от огня, пожаров, наводнений, а также от смерти и страшных болезней.

    В той же Южной Африке для предохранения своего дома развешивают пучками лианы-вьюнки, а под крышу вешают гирлянды, свитые из лиан. Считается, что лиана обладает магическими свойствами, является своего рода оберегом, поэтому ее ветви срываются всем племенем и без просушки размещаются в каждом доме. Лиана оберегает дом и его обитателей от несчастных случаев (пожара, краж), а также от болезней и горя.

 

 

© Все материалы сайта принадлежат правообладателям.
Копирование материалов разрешено только с условием обязательного размещения гиперссылки.