Музей - усадьба Абрамцево

 

«Деревня обняла меня, своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею... тишиною и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!»

 

                    С.Т. Аксаков об усадьбе Абрамцево

 

  Главная страница 

Английское описание (EN)

Немецкое описание (DE)

Французское описание (FR)


Деревня Абрамково

О постройке дома

Усадьба при Аксакове

Очарование природой

Друзья и творчество

Уход Аксакова

Усадьба при Мамонтове

Вдохновение

Живопись

Архитектура

Поддержка традиций

Абрамцево в лицах

Контакты музея-заповедника "Абрамцево"

Слово о культуре

Новости

Интересные факты

Карта сайта

К началу раздела "Абрамцево в лицах"    

Нестеров Михаил Васильевич

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880-1910-х гг. («Видение отроку Варфоломею», 1889-90, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры («И. П. Павлов», 1935, «В. И. Мухина», 1940). Государственная премия СССР (1941).

Учился в МУЖВЗ (1877—81 и 1884—86) у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.М. Прянишникова, в петербургской Академии художеств (1881—84) у П.П. Чистякова. В 1886—89 и с 1911 жил в Москве. В ранний период творчества писал жанровые картины в духе передвижников, работал над историческими темами, уделяя основное внимание изображению быта допетровской Руси («Избрание Михаила Фёдоровича на царство», 1886, ГТГ), выполнял многочисленные заказы московского издателя А.Д. Стулина на книжные иллюстрации, в том числе к «Сказкам» А.С. Пушкина, «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, к историческому сочинению П.В. Спицина «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» (1886). В конце 1880-х гг. сблизился с С.И. Мамонтовым и его семьёй, много работал на натуре в окрестностях Москвы, в том числе в Абрамцеве, где сделал множество подготовительных этюдов к своим наиболее значительным произведениям религиозно-этического содержания — «Пустынник» (1888—89) и «Видение отроку Варфоломею» (1889—90, оба — в ГТГ). В 1908—11 Нестеров выполнил росписи Марфо-Мариинской обители, в композиции «Путь к Христу» в трапезной храма Покрова обратился к теме духовных исканий, стремился раскрыть глубину и особенность национальных форм христианской веры.

Собирательный образ народа, складывающийся из совокупности многочисленных исторических и социальных типов, дан в последнем крупном многофигурном произведении Нестерова «На Руси» («Душа народа», 1916, ГТГ). В поздний период творчества Нестеров создал лирические по своему звучанию пейзажи («Река Москва», 1927, Башкирский художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа), галерею портретов известных московских учёных, мыслителей, художников (двойной портрет С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского «Философы», 1917; портреты: В.М. Васнецова, 1925; П.Д. Корина и А.Д. Корина, 1930; А.Н. Северцова, 1934; С.С. Юдина, 1935; В.И. Мухиной, 1940; все — в ГТГ). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1920—42 жил и работал Нестеров (переулок Сивцев Вражек, 43), — мемориальная доска.

 

 

© Все материалы сайта принадлежат правообладателям.
Копирование материалов разрешено только с условием обязательного размещения гиперссылки.