Музей - усадьба Абрамцево

 

«Деревня обняла меня, своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею... тишиною и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!»

 

                    С.Т. Аксаков об усадьбе Абрамцево

 

  Главная страница 

Английское описание (EN)

Немецкое описание (DE)

Французское описание (FR)


Деревня Абрамково

О постройке дома

Усадьба при Аксакове

Очарование природой

Друзья и творчество

Уход Аксакова

Усадьба при Мамонтове

Вдохновение

Живопись

Архитектура

Поддержка традиций

Абрамцево в лицах

Контакты музея-заповедника "Абрамцево"

Слово о культуре

Новости

Интересные факты

Карта сайта

К началу раздела "Абрамцево в лицах"    

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), российский живописец. Сын Д. В. Поленова. Передвижник. Пленэрные пейзажи («Московский дворик», 1878), бытовые («Больная», 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886-87). Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», романсы и др.).

Родился в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. Учился в Академии художеств (1863-71), брал также частные уроки у П. П. Чистякова и И. Н. Крамского. Как пенсионер Академии художеств, посетил в 1872-76 Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне 1877-78. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881-82, 1899 и 1909), Италии (1883-84, 1894-95). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Пленэрная живопись

Ранние картины Поленова (такие, как «Право господина», 1874, Третьяковская галерея) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина и А. П. Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих вещах («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все там же) с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского толка. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность («Больная», 1886, там же); его многочисленные русские и зарубежные этюды с натуры полны искренней теплоты чувства.

Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы («Христос и грешница», 1886-87, Русский музей; «На Тивериадском озере», 1888, «Среди учителей», 1896; обе в Третьяковской галерее) производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям «счастье и радость» переходит к искусству («Иначе оно ничего не стоит», из письма В. М. Васнецову, 1888), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений.

Театр и архитектура

Черты модерна, с его стремлением к созданию «сверхпроизведений», синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (опера «Призраки Эллады» на музыку самого художника, 1906 и др.), тесно сближая принципы «живописного театра» с музыкально-драматической фактурой пьесы. С 1910 художник активно содействует самодеятельному театральному творчеству, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова).

Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877). Поленов внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым, 1881-82) и Бехове под Тарусой (1906). Историческая стилизация под средневековье, характерная для этих храмов, отступает на задний план перед общей комфортностью и пластической выразительностью планировки и объемов в зданиях собственного дома (1891-92) и мастерской (так называемое «Аббатство», 1904) на Оке.

После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-95) были И. И. Левитан, К. А. и С. А. Коровины, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. известные мастера.

 

 

© Все материалы сайта принадлежат правообладателям.
Копирование материалов разрешено только с условием обязательного размещения гиперссылки.